Практическое применение результатов исследований и разработок является одной из главных задач научно-технической деятельности. Поэтому девиз «наука для человека» всегда будет актуален, а изобретения всегда будут теми сокровищами, которые добываются из научных глубин, обогащая нашу жизнь удобными и полезными вещами.
эта статья опубликована в журнале
"Изобретатель и рационализатор"
№ 7 2017, автор Андрей Кокашинский
Однако на пути от проблемы до инновации лежит сложный, тернистый путь со многими неизвестными, и чтобы добиться успеха требуется, как минимум, знания, сообразительность, упорство и вера в свои силы. На примере внедрения одной из белорусских инноваций представлены требуемые шаги и этапы, которые предстоит пройти, особенно на самой сложной стадии: от идеи – до оформления проекта.
Недавно в Белоруссии придуман новый способ подъема предметов. Он очень прост и состоит всего из двух движений, выполняемых вручную. При первом движении одно из звеньев кинематической цепи, к которому присоединен предмет, поворачивается вверх и складывается с другим. Тем самым происходит частичный подъем. При втором, – сложенные звенья, поворачиваясь вверх, завершают движение в требуемой точке, как показано на рис.1. В результате предмет весом до 20 кг отрывается от пола и в считанные секунды оказывается над головой [5].
Изобретенное новшество названо «способом складного рычага». Новизна его заключается в том, что традиционный рычаг разбивается на несколько звеньев, складывающихся при подъеме. Такая разбивка позволяет решить сразу несколько задач. Во-первых, уменьшается длина рычага. Тем самым данный способ подходит для узких пространств, т.е. там, где их ширина приблизительно в два-три раза меньше их высоты. Это могут быть пространства коридоров, колодцев, погребов и т.п., не говоря уже о квартирах, домах и гаражах.
Во-вторых, подъем предмета осуществляется непосредственно с пола. Это особенно важно, если его поднимает физически слабый человек, Благодаря используемым свойствам газовых пружин повороты звеньев выполняются хоть и вручную, но с минимальными физическими усилиями. Это подходит и для подростков, и для хрупких женщин, и даже для пенсионеров.
В-третьих, исходя из подъема предметов вручную, никакой другой энергии в данном случае не требуется. Это делает устройства, создаваемые на базе нового способа, абсолютно автономными, а сам способ - высокоэкономичным.
Следует добавить, что в основу конструкции положена рычажно-шарнирная плоская кинематическая цепь. Как известно, такая основа гарантирует создаваемым устройствам максимальную надежность и долговечность.
Область применения новшества разнообразна, – от машиностроения до строительства. В настоящей статье речь пойдет о процессе создания устройства, предназначенного для использования в быту, а именно, для удобного размещения велосипеда в ограниченном пространстве многоквартирного жилого дома. Такое устройство в силу большого числа обладателей велосипедов, как мы рассчитываем, будет широко востребовано, что в свою очередь станет первым успешным шагом на пути к масштабной коммерциализации соотвествующего изобретения .
Изучение развития велосипедной отрасли позволяет сделать вывод о том, что повышенный спрос на велопродукцию, особенно, у жителей городов, стал устойчивым трендом современности. В последние десятилетия только в Китае, являющимся мировым лидером в данной сфере, ежегодные темпы прироста производства велотоваров достигли 13%, а объем их выпуска уже превышает 30 млрд. $US [6]. Таким образом, неуклонный спрос привел к разрастанию планетарного велорынка, на котором 53,4% домашних хозяйств мира уже купили как минимум один велосипед [7].
Но, возникший велобум – это не только дань моде. Он имеет вполне оправданные причины и основания. Во-первых, почти каждый из нас с детства хотел иметь или имел свой личный велосипед, чтобы наслаждаться свободой стемительных перемещений. Во-вторых, его превосходные оздоровительные и восстановительные качества давно доказаны и рекомендованы медициной. В-третьих, абсолютная экологическая чистота и относительная дешевизна делает байк превосходным индивидуальным транспортным средством, особенно, в переполненных автомобилями городах. Именно поэтому велосипед безоговорочно включен в Концепцию города будущего «Smart City», где ему отведена вполне конкретная транспортная роль.
В Беларуси объемы выпуска велосипедов намного скромнее, чем, например, в Китае. Но вот по количеству велосипедов в домохозяйствах мы не отстаем. Например, в Минске согласно различным данным один велосипед приходится на две семьи, что в общем соответствует среднемировому показателю. Однако байк в нашей столице пока не стал равноправным видом транспорта, как, например, в том же Китае, странах Евросоюза, США. В основном белорусская молодежь пользуется им для развлечений.
Причин этому несколько, но главная, как нам видится, заключается в отсутствии удобных и безопасных парковочных мест для личных велосипедов, как на улицах, так и внутри жилых домов. Ведь любой маршрут должен иметь свое начало и конец, причем его конечные точки должны быть соответствующим образом оборудованы. Посмотрите, какие прекрасные вокзалы, аэропорты, автостанции, даже автостоянки построены в последние годы в нашей стране. Все они призваны обеспечить должный комфорт и безопасность пассажиров.
Проблемная ситуация
Для личного, семейного велосипеда, к сожалению, в этом плане сделано не так уж много, если не сказать, что вообще ничего не сделано. Пока его станцией отправления и, естественно, прибытия в большинстве случаев является обычная квартира веловладельца, так как другого варианта он пока и представить себе не может. А оставлять байк за дверью, без присмотра было бы совершенно безрассудным. Ведь сегодня средняя цена велосипеда колеблется в пределах 300-400 $US, и такая вещь всегда может стать желанной добычей, и не только для вора.
Но и дома хранить велосипед – занятие, скажем прямо, не из радостных. Квартира все-таки не велогараж. Поэтому с момента размещения байка человеческом жилище жизнь веловладельца наполняется не только многими яркими и незабываемыми минутами, которые дарят ему велопоездки, но и массой разнообразных «велонеприятностей».
Первым испытанием на прочность становится процесс выноса велосипеда из дома. Он может занять до получаса, если байк хранится где-то в шкафу, приваленный другими вещами, или в лоджии с узкими дверьми, через которые надо старательно продираться к выходу, причем, минуя всю квартиру. Данный факт, кстати, чаще всего отбивает желание лишний раз прокатиться.
Идем дальше. Выкатывание байка, как и «вкатывание», всегда сопровождается сбитыми углами на мебели, на стенах квартиры, осыпающимся с колес песком на ковре, царапинами на велосипеде, ссадинами не теле веловладельца и т.п. Кто имеет велосипед, знает об этом не понаслышке.
В результате в доме, как показывает безрадостная практика, возникает нервная атмосфера, переходящая вскоре в систематические стрессы, и обрушиваясь раздражением не только на велолюбителя, но и на головы всех тех, кто проживает вместе с ним и с его велосипедом.
И главная причина этому лежит на поверхности, – на смену старательно созданному уюту или новому ремонту в дом внезапно вторгается разруха, уличная грязь и пространственный дискомфорт. При этом все новые и новые неприятности уже стучаться в дверь, пока в сердцах кто-то из домочадцев не задаст прямой вопрос: «Где хранить велосипед?». Кстати, в Интернете этот вопрос один из самых распространенных, – им задаются почти полмилларда жителей планеты.
Поиски решения
Зарубежные и отечественные изобретатели бьются над этой сложной и проиворечивой проблемой уже десятки лет. С одной стороны, в условиях города хочется иметь ладное, но относительно небольшое жилье (чтобы поменьше за него платить), а с другой – мы пытаемся «втиснуть» в него железного коня, безусловно, полезного, но совершенно не подходящего по габаритам. Причем втиснуть его хочется так, чтобы он никому не мешал, никогда не раздражал и всегда был наготове.
Как показывают проведенные патентные исследования, начиная с начала прошлого века, изучаемой теме посвящено порядка 2 тыс. заявок и изобретений [8]. В них приводятся различные варианты решений на первый взгляд банальной технической задачи. Но задача эта, по-прежнему, остается «крепким орешком», поэтому все новые и новые патентые заявки на данную тему продолжают поступать в патентные ведомства разных стран.
Можно сказать, что среди изобретателей образовалась своеобразная гонка за достижение первенства в данной области. Это привело к тому, что в Международной патентной классификации (IPC) был создан немалый по объему раздел B62H3/00 с названием «Отдельно стоящие подставки или держатели для парковки или хранения велосипедов» [9]. Он включает в себя несколько подпозиций, по которым архивируются заявки и изобретения в зависимости от предлагаемых изобретателями подходов и методов.
Оценки достигнутого
Однако внимательное рассмотрение этих патентных публикаций еще раз доказывает, что проблему удобного хранения велосипеда в ограниченном пространстве пока никто толком так и не решил. Все известные решения можно охарактеризовать как «некондиционные» или подходящие для редких, отдельных случаев, но никак не для массового использования, прежде всего, в городских условиях.
Дело в том, что эти устройства малофункциональны. Чтобы с их помощью удобно хранить велосипед в узком коридоре, не загромождая проход, их возможностей не достаточно. В основном, они выполняют одну, две или три полезные функции, например, как крючки, кронштейны, подвески и т.п. В тоже время длинный шлейф, имеющихся у них недостатков и неудобств, делает такие устройства однобокими и, как итог, мало востребованными среди покупателей.
Проблема
Таким образом, постоянный дискомфорт и неудобства, привносимые в дом велосипедом, создают одну большую и актуальную проблему, оказывающую устойчивое негативное влияюние на жизнь и деятельность людей, на их среду постоянного обитания.
Постановка задачи
Удобно расположить причудливый по конфигурации, неустойчивый и громоздкий для небольшой квартиры велосипед в весьма ограниченном, замкнутом и нестандартном пространстве, использование которого регулируется множеством норм и принципов от технических до эстетических, да еще обеспечить свободный и быстрый доступ к нему со стороны различных по своим характеристикам пользователей в нужное им время, – задача действительно не из простых. Поэтому разработку нового устройства пришлось разделить на несколько взаимосвязанных шагов и этапов.
На первом этапе нужно было сформулировать идею функционирования устройства, проанализировать значительный объем как теоретической, так и практической информации, определится с методами испытаний и анализа, сформулировать концепцию и принципы разработки нового изделия.
Идея
Идея нового изделия сформулирована следующим образом, – расположить велосипед под потолком горизонтально на боку, т.е.«уложить» его в свободном пространстве над головой, в никем не занятую, но легкодоступную домашнюю нишу.
Поиски решения потребовали углубиться в физическую и теоретическую механику, кинематику, сопротивление материалов, строительную механику и др. В результате стало ясно, что идею можно воплотить в жизнь, но для этого потребуется подход, совершенно отличный от известных.
Исследования
Проводимая исследовательская работа в данном направлении заключалась в следующем. Сначала всестороннему изучению был подвергнут сам велосипед, как предмет, с которым будут совершаться различные манипуляции. С этой целью была собрана обширная и разнообразная информация практически обо всех типах современных велосипедов. Это позволило изучить и сгруппировать их многообразие, составив специальную классификацию. В ней представлены основные параметры велосипедов, их ключевые характеристики, различия в габаритах и др.
Подобная работа была также проделана и в отношении всех известных устройств, используемых для хранения велосипеда. В результате из общей их массы четко выделились две основные группы, наиболее близко отвечающие задуманной идее. К первой группе были относены подвески на тросах, ко второй – рычажные конструкции с газовыми пружинами.
Кроме того, потребовалось провести ряд других исследований, чтобы определить степень влияния различных факторов на работу устройства в условиях ограниченного пространства. Для этого дополнительно были рассмотрены и изучены принципы современной компоновки и планировки жилищ, материалы, применяемые при их строительстве, их свойства и характеристики, размеры приквартирных коридоров и тамбуров, правила пожарной безопасности в жилом доме, эргонометрические характеристики пользователей и многое-многое другое.
Полученные в процессе исследований данные и разнородная информация позволили в деталях увидеть не только техническую, но и факторную сторону проблемы. Факторная сторона отражала фактическое влияние микросреды жилого дома на функционирование внедряемого в него нового устройства.
В ходе проведения камеральных исследований в основном использовались принципы контент-анализа, доступный математический инструментарий и некоторые специальные компьютерные программы, позволяющие обрабатывать достаточно широкие массивы данных.
Также были подготовлены и проведены испытания. Вначале они выполнялись в лабораторных условиях с использованием различных форм моделей, поднимающих уменьшенный макет велосипеда. А затем они перешли на прототип, максимально приближенный к создаваемому устройству. Для этого прототип устанавливался в зонах будущей реальной эксплуатации, – в квартире и приквартирном тамбуре.
Данные, полученные в ходе испытаний, сравнивались с параметрами аналогичных известных устройств. Результаты доказали, что новое устройство, не только эффективно справляется с поставленной задачей, но и превосходит свои аналоги по большинству основных свойств.
Кристаллизация концепции будущего изделия происходила в условиях разностороннего поиска оптимального решения и претерпела многие изменения. Но после выбора окончательного варианта конструктивной схемы создаваемого устройства, она приобрела формат опорного документа, который означал переход ко второму этапу разработки, – проектированию.
Концепция приведена в таблице 1 и представляет собой ранжированный по уровню значимости перечень ключевых функций и возможностей, которыми должно обладать создаваемое устройство.
Таблица 1
КОНЦЕПЦИЯ
НОВОГО ИЗДЕЛИЯ
УРОВЕНЬ
|
СВОЙСТВА
|
УСТРОЙСТВО:
|
|
1
|
Ключевая
ценность
|
удобство
и
безопасность
|
-
помогает вручную, легко, быстро, удобно и безопасно поднять и установить
велосипед под потолком
|
2
|
Базовые
характеристики
товара
|
компактность
|
-
может устанавливаться в узких коридорах шириной от 1,2 м и длиной 1,8 м
|
универсальность
|
-
захватывает любой велосипед надежно и быстро, независимо от его марки и формы
рамы
|
||
эффективность
|
-
быстро поднимает велосипед весом до 18 кг при минимуме физических усилий
пользователя
|
||
эргономичность
|
-
складная конструкция позволяет «уложить» велосипед под потолком на бок, что
полностью освобождает проход снизу
|
||
3
|
Ожидаемый
уровень
|
общедоступность
|
-
поднимает вертикально стоящий велосипед прямо с пола, что по силам сделать
каждому
|
готовность
к работе
|
-
свободный доступ к велосипеду позволят пользоваться им в любое удобное время
суток
|
||
экономичность
|
-
не требует подключения к электросети, поэтому может устанавливаться в любом
подходящем для эксплуатации месте
|
||
забота
и деликатность
|
-
поднимает велосипед аккуратно, не коробит его и не оставляет царапин, что
важно для дорогих марках велосипедов
|
||
надежность
|
-
долговечно в работе, не требует дополнительных расходов и особого внимания
при эксплуатации
|
||
4
|
Дополнительный
уровень
|
недоступность
для посторонних
|
-
на устройстве может устанавливаться замок, который защищает велосипед от
кражи, что позволяет хранить его возле квартиры
|
чистота
и порядок
|
-
при установке перед квартирой сохраняется объем, чистота и порядок в доме
|
||
5
|
Потенциальный
уровень
|
эффектность
и дизайн
|
-
установленный снизу экран может полностью скрывать хранящийся велосипед
|
развитие
|
-
при усилении пружин, вполне может использоваться для хранения
электровелосипедов
|
Разработка опытного образца велась с учетом трех главных принципов. Первый из них, – это принцип надежности. Он нацелен на выбор такой конструктивной основы, которая обеспечивала бы как общую стабильность и безопасность устройства, так и сохраняемость его основных характеристик в процессе длительного использования.
Второй принцип, – принцип оптимальности, – опирается на результаты проведенных опытно-конструкторских работ. Они позволяют выявить многие неизвестные параметры создаваемого устройства и добиться оптимальных соотношений его главных характеристик с целью достижения необходимого уровня совершенства.
Третий, – принцип универсальности, – базируется на подробном изучении большого числа переменных данных, варьируемых в существующих диапазонах и присущих компонентам, объединенных решаемой задачей. Этот принцип предполагает, прежде всего, создание и улучшение адаптационных свойств устройства к разнообразным изменениям внешней среды.
Самой сложной задачей, естественно, был выбор наилучшей конструктивной основы. В соответствии с концепцией изделия, предусматривалось, что устройство будет простым в изготовлении, но при этом надежным и безопасным, а местом хранения велосипеда будет свободное пространство над головой, куда он поднимался бы непосредственно с пола.
Применяемая во многих аналогичных устройствах блочно-троссовая конструктивная схема была сразу же отклонена ввиду ее ненадежности, недолговечности и, в общем-то, медлительности. Отклонялись устройства с любым приводом.
Также были отвергнуты конструкции, требующие от пользователя ручного подъема велосипеда до момента присоединения к устройству. Причиной ухода от такого варианта стало понимание, что подъем с помощью рук, пусть даже частичный и на небольшую высоту, будет трудновыполним для многих групп пользователей, – подростков, хрупких женщин, тем более для пенсионеров. Ведь вес, например, горного велосипеда может достигать 18 кг и более. А это значит, что эти группы не смогут пользоваться новым устройством.
Поэтому оставалось одно – придумать что-то новое. Привлекала внимание конструкция, основанная на связке «рычаг – газовая пружина». Плюсом ее было то, что газовая пружина использовалась как раз с целью максимального облегчения подъема. Однако она имела и большой минус. Для работы такой конструкции в квартире нужно было иметь подъемный рычаг по длине, равный высоте потолка, т.е. где-то около 2,5 м, так как согласно концепции байк должен подниматься с пола и укладываться на бок. Для комнат, а тем более для коридоров, подобная конструкция никак не подходила.
Этот недостаток привел к мысли разделить длинный рычаг на две половины, которые будут складываться во время подъема. В результате появился новый способ, названный способом «складного рычага». Для его воплощения было разработано соответствующее устройство, на которое вскоре был получен патент на изобретение №20702 [4, 5]. Таким образом, конструктивной основой нового изделия стала плоская кинематическая цепь с двумя степенями свободы. Ее работа, т.е. пофазный подъем, представлена на рис. 2.
Рис. 2. Фазы подъема велосипеда с помощью нового устройства а – подсоединяем велосипед, б – поднимаем велосипед путем поворота нижней рамы на 180° вверх (фаза «180°»), в – поворачиваем верхнюю раму на 90°, устанавливая байк в положение «горизонтально на боку» (фаза «90°»). Фотографии фаз подъема можно найти на сайте КИНЕМАТИКУМ |
Способ «складного рычага» сделал устройство более компактным, способным функционировать в узких помещениях. Теперь появилась возможность хранить велосипед в коридоре с минимальной шириной 1,1 м, т.е. почти равной его высоте.
Механизм захвата
С целью оптимизации конструкции требовалось решить еще одну задачу, – присоединить велосипед к складному рычагу. В ходе разработки такой уникальный механизм был создан. Он захватывает байк, стоящий на полу, в двух местах, под седлом и под рулем. Причем делается это с учетом всех предъявляемых требований, – удобно, быстро и надежно.
На этом этапе было найдено еще одно решение, – поместить механизм захвата в трубчатый шарнир, который делал бы связь велосипеда со «складным рычагом» подвижной, обеспечивающей его вращение вокруг оси шарнира. В результате появления такой особой связи велосипед, поворачиваясь под действием силы тяжести в момент прохождения фазы «180°» (см. рис. 2б), постоянно сохраняет свое вертикальное положение. Это свойство предотвращает задевание им стены, противоположной стене крепления устройства.
Рис. 3. Минимальная ширина пространства, необходимого для подъема и минимальная высота его установки: а-а - верхний уровень путей эвакуации |
В итоге, благодаря способу «складного рычага» и придуманному механизму захвата с трубчатым шарниром, минимальные длина и ширина помещения для хранения велосипеда приблизились по размерам к его длине и высоте, соответственно. Эти размеры показаны на рис. 3. Данная характеристика говорит о высоком уровне компактности, который достигается благодаря придуманной конструкции.
Принципы универсальности и оптимальности
Важным свойством нового устройства является обеспечение высокой степени его адаптации к компнентам, взаимодействующим с ним в процессе работы.
Во-первых, стояла задача, чтобы устройство легко и быстро «настраивалось» под любой байк. На основе составленной классификации велосипедов, о которой говорилось выше, были определены пределы варьирования основных параметров различных типов байков. На основании этого конструкция была дополнена некоторыми опциями, делающими изделие максимально универсальным. Эти опции позволяют, например, поднимать и хранить велосипеды с различными формами рам, с различными габаритами, при относительно широком их весовом диапазоне - от 0 до 20 кг и др.
Во-вторых, требовалось, чтобы устройство легко управлялось пользователем, с учетом того, что характеристики пользователя (рост, физическая сила, возраст) могут широко колебаться. В связи с этим, высота установки устройства в помещениях, длина его звеньев, размещение ручек управления и другие его элементы и части рассчитывались и определялись на основе эргонометрических данных среднестатистического пользователя.
В рамках установленных норм, а также в результате испытаний были определены физические усилия пользователей, достаточные для нормального управления устройством. Они определялись с учетом возможностей физически слабых групп велолюбителей. В итоге газовые пружины были настроены оптимально.
Таким образом, принципы надежности, универсальности и оптимальности помогли наделить новое устройство высококачественными техническими характеристиками и свойствами и, тем самым, максимально расширить масштабы его применения.
Оставалось предусмотреть влияние факторов микросреды, в которой должно было функционировать устройство.
Противодействие кражам
Извечная проблема сохранности велосипеда всегда была и остается актуальной. Хранение и даже краткосрочная парковка возле квартиры, например, в приквартирном тамбуре, опасна и не может гарантировать сохранность байка. Поэтому подавляющее большинство веловладельцев, приехав домой, поскорее закатывают своего любимца внутрь.
Чтобы снизить уровень влияния данного риска, в конструкцию нового устройства был добавлен специальный узел, который обеспечивает велосипеду надежную защиту от воров при хранении байка возле квартиры. Благодаря этой опции устройство вместе с велосипедом надежно и быстро запирается на индивидуальный замок, а ключи хранятся у веловладельца. Теперь хозяин байка, может без опаски оставить его в любых помещениях вне квартиры, предварительно подняв с помощью устройства над головой и закрыв на замок.
В результате такого хранения вне дома снимается ряд других наболевших вопросов: возникает чистота и уют в доме, появляется моментальный доступ к велосипеду, но, самое главное, он абсолютно не мешает соседям, так как «лежит» под потолком, полностью освобождая проход снизу.
Пожарная безопасность
Согласно действующим правилам противопожарной безопасности габариты путей эвакуации должны быть всегда абсолютно свободными [3].Любое нарушение этого правила может привести к предписанию и даже щтрафу.
В тоже время правила предусматривают, что верхний уровень этих путей заканчивается на высоте 2 м, т.е. на пространство, располагаемое выше, противопожарные нормы не распространяются. Это обстоятельство было учтено в процессе разработки, а основные размеры устройства были подобраны так, чтобы его самая нижняя точка находилась на расстоянии не ниже 2,1 м от пола. Теперь оптимизированное по габаритам устройство получило возможность «законного» хранения велосипеда под потолком. (см. рис. 2).
Места общего пользования
Лестничная площадка, лестничный марш, приквартирный коридор или тамбур, ряд других помещений многоквартирного жилого дома, где можно установить новое устройство, являются местами общего пользования. Поэтому возникает вопрос: как в данном случае велолюбители должны оплачивать расходы по содержанию мест общего пользования, где хранится их велосипед? Ведь вместе с байком в дом приносится капли воды, уличная грязь и т.п., поэтому и содержание таких мест требует бóльших затрат. Вопрос можно решить следующим образом: если велосипед хранят вне квартиры, то и услуги ЖКХ должны оплачиваться по более высоким тарифам. Это будет справедливым, прежде всего, по отношению к соседям велолюбителя.
ВЫВОДЫ
Подводя итог сказанному, сформулируем следующие выводы.
1. Решение рассматриваемой проблемы найдено. Способ «складного рычага» позволяет создать устройство, легко, быстро и удобно поднимающее велосипед и хранящее его над головой в горизонтальном положении на боку, обеспечивая абсолютно свободны проход под ним. Проведенные испытания доказывают его безупречную работу.
2. Устройство может использоваться как внутри квартир, так и перед входом в них при наличии минимально необходимого для этого пространства, которые по длине и ширине на 3-5% больше длины и высоты хранящегося велосипеда, соответственно.
3. Устройство обладает достаточно широким набором свойств и характеристик, позволяющих ему функционировать надежно и долговечно, противодействовать влиянию многих внешних факторов, в том числе оберегать велосипед от кражи, оно почти не нуждается в обслуживании.
4. Оно не потребляет никакой энергии, кроме той, которую способны создать незначительные человеческие усилия, поэтому «работает» совершенно автономно, и может устанавливаться практически в любых местах.
5. Созданная инновация не требует больших расходов при изготовлении, она нематериалоемка, может полностью изготавливаться на отечественном сырье и материалах.
Библиография
1. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23 февраля 2016 г. № 148 «Об утверждении Перечня государственных программ на 2016 - 2020 годы и показателей по заказчикам на 2016 год». / Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, N 5/41759. 2016.
2. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 21 мая 2013 г. № 399 «Об утверждении Правил пользования жилыми помещениями, содержания жилых и вспомогательных помещений». / Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, № 5/37305. 2013.
3. Правила пожарной безопасности Республики Беларусь. ППБ Беларуси 01-2014: Система противопожарного нормирования и стандартизации./ Мн. 2014. С. 13.
4. Официальный бюллетень: изобретения, полезные модели, промышленные образцы, топологии интегральных микросхем / НЦИС. Мн. 2016. № 6. С. 73.
5. А.С. Прищепов. Патенты Республики Беларусь //Изобретатель. 2017. № 3. С. 14-15.
6. Мировой и российский рынок велосипедов – 2013. / Global Reach Consulting. 2013. Вып. 2. С.17.
7. Васильчук И. Немного статистики: мировой рынок велосипедов. //Livejournal: сетевой журнал. URL: http://ivasilchuk.livejournal.com/4084.html (дата обращения 05.05.2017).
8. PATENTSCOPE /WIPO – URL: https://patentscope.wipo.int/search/ru/search.jsf
9. International Patent Classification/WIPO – URL: http://www.wipo.int/classifications/ipc/en .
Comments
Post a Comment